Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность (ст. 74 ЗК РФ) применяется к таким административным земельным правонарушениям, которые по степени своей опасности не требуют применения уголовного законодательства. Действующее сейчас законодательство предусматривает привлечение к административной ответственности не только граждан и должных лиц, но и юридических лиц. Перечень административных, земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения.

Размеры денежных штрафов, которые налагаются на виновных за совершение земельных правонарушений, в связи с происходящей в России ежемесячной инфляцией устанавливаются в кратном отношении к минимальной оплате труда, действующей в Российской Федерации на момент совершения правонарушения. Денежный штраф, налагаемый на граждан, колеблется от одного до десяти, должностных лиц — от трех до двадцати, юридических лиц — от десяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

От вида земельного правонарушения зависит, кто налагает штраф на правонарушителя. Органы государственного контроля за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией налагают штрафы за нарушение земельного законодательства в административном порядке в двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения. А в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Дела об административных правонарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с законодательством об административных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов согласно их компетенции.

При неуплате штрафа в 15-дневный срок взимание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке на основании постановления должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Взыскание денежных штрафов с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения суда или арбитражного суда.

ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нарушение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель к административному взысканию в виде

предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земельного законодательства протоколируется уполномоченным на то должностным лицом; собираются необходимые доказательства; к участию в рассмотрении дела привлекаются лица, допускаемые административным процессуальным правом; административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенных законом; ход рассмотрения дела протоколируется; наказание оформляется постановлением, которое доводится до наказанного в установленном порядке, может быть обжаловано с соблюдением установленных правил.

Административную ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам:

 Нарушения экономического характера:

  • самовольное занятие земли;
  • несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков;
  • отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.

Нарушения экологического характера:

  • порча и уничтожение плодородного слоя почвы;
  • проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий и т.п.;

 Нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей:

  • самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений.

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Приведение земельных участков при их захламлении, других видах порчи, в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, за их счет.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку, на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где существует или осуществлена постройка. Так например Решением арбитражного суда Томской области от 04.08.2009 признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП.

Факт нарушения обществом норм Земельного кодекса Российской Федерации подтвержден материалами дела, при этом вина общества в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов отсутствует.

Обществу принадлежит часть помещений здания, расположенного на земельном участке, находящегося в федеральной собственности. Обществом со дня получения свидетельства на право собственности части здания (в тот же день) принимаются все зависящие от него меры по соблюдению норм Земельного кодекса Российской Федерации (оформление части земельного участка в аренду): проведены межевые работы по разделу земельного участка, получено землеустроительное дело по разделу земельного участка, вновь образуемые земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет. Непосредственно после постановки на государственный кадастровый учет общество обратилось повторно в территориальный орган Росимущества с просьбой заключить договор аренды с приложением всех необходимых документов, однако по вине территориального органа Росимущества оформление договора аренды затянулось в связи с потерей кадастрового паспорта для регистрации разделенного земельного участка.

В данном случае должностными лицами Управления Роснедвижимости по Томской области не доказана субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП.

Административные дела №25 Росреестра по Томской области//Архивные материалы Росреестра по Томской области за 2009 год

  • нарушения правил использования земель: непринятие мер борьбы с сорняками;
  • нарушение правил благоустройства поселений;
  •  нарушение правил содержания дорог.      


К списку статей